Семеновский и Егерский полки еще занимали в 1830-х
годах обширный участок вдоль Загородного проспекта и к югу от негo до Обводного
канала. В названии проспекта - напоминание о городе XVIII века, границей
которого была Фонтанка. Застройка здесь только начинала формироваться.
Громадный Семеновский плац от Загородного проспекта отделяли каменные корпуса
казарм, сохранившиеся поныне; у пересечения Введенского канала (засыпанного в
1967 году) с проспектом стояла старая деревянная полковая церковь.
С северной стороны проспекта находился госпиталь.
За Введенским каналом располагались казармы Егерского полка и малоэтажная
обывательская застройка с садами и oгoродами вдоль улиц, перпендикулярных проспекту.
За Обводным каналом к югу тянулись огороды.
К концу 1830-х годов этот участок города преобразился. Вдоль Введенского
канала легла Царскосельская железная дорога; в 1837 году на проспекте появился первый в
столице вокзал, спроектированный архитектором К.А. Тоном. Перед вокзалом образовалась
оживленная площадь. В том же году на площади (на территории нынешнего сада, примерно
напротив станции метро "Пушкинская") была заложена Церковь Введения во храм Пресвятыя
Богородицы - также по проекту Тона.
Это была церковь старейшего в русской армии,
прославленного лейб-гвардии Семеновского полка, основанного Петром I в 1683 г. и особо
отличившегося в ходе Отечественной войны, в частности - в сражении при Кульме (1813).
Праздник Введения во храм Богородицы и Приснодевы Марии 21 ноября (4 декабря н.
ст.), во имя которого строился храм, является одним из главных Богородичных праздников и
был днем Семеновского полка.
Спроектированная в 1834 году (проект датирован 1836 годом), церковь
Введения была открыта в 1842 году. Это был белый с позолоченными куполами храм, квадратный
в плане, со слегка выступающими ризалитами в центре каждого фасада, в которых помещались
сени, подсобные помещения, лестницы на хоры, а с востока - алтарь. Широкие, во всю ширину
ризалитов, наружные лестницы вели к площади. Просторное подкупольное пространство
освещалось шестнадцатью окнами граненого барабана большой главы; на углах здания
располагались малые главы-колокольни. Формы и детали храма - луковичные
купола, килевидные (с заострением в вершине) закомары, полуколонны на консолях, украшающие
барабаны, узорные обрамления порталов - типичны для древнерусской архитектуры.
Строгость геометрической формы основного объема, крытого четырехскатной кровлей, и
четкость горизонтальных и вертикальных членений сближают эту церковь с храмами конца XVI века, когда эта четкость пришла на смену более мягкой пластике архитектуры
предшествующих веков, и, одновременно, вносят в его облик классицистические ноты.
Формы храма были просты и крупны, что вместе со скупым крупномасштабным декором сообщало
ему монументальность. Впоследствии П. Н. Петров назвал эту церковь "полным
представлением того основного характера новейших церквей, который совершенно
справедливо и для всех понятно называют именем изобретателя"- Константина Тона.
С точки зрения стиля Тон положил начало русско-византийскому стилю в
русской архитектуре, хотя в самой Введенской церкви еще сохранялись
черты классицизма.
Здесь Тон демонстрирует и свое инженерное искусство. Расположив опоры по диагоналям
подкупольного квадрата и связав их со стенами, Тон сумел тем самым усилить
пространственную жесткость сооружения, соответственно уменьшить сечение опор, сделать
интерьер просторнее и привести таким образом архитектурную композицию к лучшему
согласованию с конструктивной системой.
Журнал "Библиотека для чтения" писал: "Там, где бьют обыкновенно сваи, строя
леса для больших сводов,- в работе Тона весь груз прогонов, помещенных на них подставок,
кружал и самой массы шестисаженного свода держали двенадцать шпренгелей, не толще 6
вершков. Это - смело, самонадеянно,- замечает автор очерка,- но здесь самонадеянность
действовала смело, с убеждением в верности успеха. Я не говорю об особенном
устройстве боковых сводов, раскосов, колец, кружал, в которых
всегда так изобретателен, так находчив и нов Тон".
Церковь Введения стала важной архитектурной доминантой
этой части города, перекликаясь с вертикалью колокольни Владимирской церкви, расположенной
в начале Загородного проспекта.
Иконы в храме были исполнены видными художниками - В.К. Шебуевым, Т.А. Неффом,
А.К. Виги и другими. Особую ценность представляли старинные иконы Спаса Нерукотворного и
Знамения Божией Матери из походной церкви Петра I., находившиеся с ним во время
Полтавского сражения.
Введенский храм, так же как и
Софийский собор в Царском Селе, был прообразом храма Христа Спасителя в Москве.
В храме находились боевые знамена Семеновского полка, реликвии, связанные
с его историей. На стенах были укреплены памятные доски с именами офицеров полка, павших
в боях. В подвальном этаже храма была устроена церковь-усыпальница св. Иакова. В ней
был похоронен герой Отечественной войны 1812 года, министр Императорского двора,
генерал-фельдмаршал, светлейший князь Петр Михайлович Волконский (1776-1852), под
наблюдением которого строился Введенский собор. Позднее здесь же похоронили двух
командиров Семеновского полка: графа Владимира Петровича Клейнмихеля (1839-1882)
и Георгия Александровича Мина (1874-1906), убитого в Москве террористкой, двадцать
шесть офицеров полка, погибших в Первую мировую войну, трех рядовых
"семеновцев".
Несмотря на то, что Введенский собор числился под охраной государства,
как памятник архитектуры, в 1933 г. здание было снесено, и на его месте устроен сквер.
Сейчас на месте часовни собора построено здание ресторана "Макдоналдс".
По инициативе общественного объединения
ветеранов войны и ТУ Адмиралтейского административного района, в соответствии
с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 05 мая 1998 года №390-р "Об
установлении памятных знаков на месте утраченных культовых сооружений",
было принято решение на месте уничтоженного храма установить памятный знак.
1 июня 2003 г. состоялось его торжественное открытие в Введенском
сквере на Загородном проспекте.
Проект памятного знака разработал авторский коллектив в составе:
архитекторы – Н.Н.Соколов, С.Л.Михайлов, И.В.Вержбицкая; скульптор – А.Г.Дема.
Памятный знак представляет собой композицию, состоящую из двух элементов:
основы в виде колонны и базовой части, в плане – восьмигранник. Выполненная из единого
блока колонна серого полированного гранита имеет высоту 6,3 м, увенчана металлическим
позолоченным крестом. Высота всего сооружения – 11,7 метров. В основании колонны – блок
с усеченными угловыми элементами. На фасадных проекциях блока расположены четыре картуша.
По главному фасаду на картуше изображена геральдическая композиция, символизирующая
атрибутику Лейб-гвардии Семеновского полка и символика воинской Славы.
На противоположном по оси картуше изображен Собор Введения во храм Пресвятой
Богородицы. На двух других картушах – аннотация о месторасположении, где стоял Собор
и текст, посвященный воинам Лейб-гвардии Семеновского полка. Работы по изготовлению
и установке памятного знака выполнило ООО "Возрождение".
12.08.2003.
Николай Егоров
Председатель Правления НП "Петербургский Строительный Клуб"
(812) 107-0364
(812) 301-7928
karela@osis.ru
www.club.osis.ru
|