Собор построен в 1835-1840 гг. по велению Императора Николая
I
архитектором Константином Андреевичем Тоном в "русско-византийском стиле".
Собор возвышался на центральной (Соборной) площади города и был очень похож на его же храм Христа Спасителя
в Москве и Введенский (Семеновского полка) в Петербурге. Этот красивый
светлый храм с пятью золочеными куполами мог вместить 2000 человек.
Главный вход был обращен на запад в сторону нынешнего музея Царского Села.
Высота собора (вместе с крестом) составляла 53
метра (прим.* - высота 18-этажного дома). Собор
внутри имел 18 саженей длины (прим.* - сажень = 2,1336 метра) и 14
- ширины.
Стены по цоколю и три крыльца - западное, северное и южное -
были облицованы путиловскими плитами. Отдельные входы с восточной стороны
вели в алтарь и подвал. На главных входах с арками располагались барельефы
и лепные изображения святых и ангелов.
Со всех сторон Собор был оштукатурен и выбелен. Окна устроены
в цоколе, по три на каждой из сторон в алтаре и на хорах. Кровля, покрытая
медью, - четырехскатная без подзоров. Главы Собора установлены на фонари и
увенчаны восьмиконечными вызолоченными крестами.
Справа от главного входа находилась деревянная колокольня.
Большой колокол собора имел вес 286 пудов (прим.*-
пуд=16,38 кг)
Все пять глав собора были
первоначально вызолочены, однако уже в 1865 г. их закрасили кронгельмом,
ввиду проступившей ржавчины. В 1894 г. архитектор С.А. Данини провел новую
реставрацию собора. Позолота куполов была возобновлена, интерьер обновлен
и расписан темными колерами.
Главный алтарь Собора возвышался на 5 ступеней и имел 5-ярусный,
отличающийся особой красотой и благолепием, резной деревянный
золоченый иконостас, который украшали иконы в серебряных и золоченых
ризах, престол был одет в среброкованую одежду. В боковых приделах собора
находились резные одноярусные золоченые иконостасы, украшенные иконами в сребропозлащенных ризах.
Было в храме немало прекрасных
живописных работ - икон и картин кисти крупных русских живописцев (профессора Федора Бруни,
Егорова, академика Федора Брюллова), а также "Распятие" работы Ван-Дейка и
"Слава Богородицы" Поля Веронезе.
В подвале собора помещались ризница, свечная кладовая и
склеп для временного помещения усопших. Здесь же было погребено тело
управляющего Царскосельским дворцовым правлением, героя Отечественной
войны 1812 г. генерал-майора от артиллерии Якова Васильевича Захаржевского
(1780-1865).
В 1917 г. в склепе собора был погребён священномученик Иоанн Кочуров,
пресвитер Царскосельский - первомучеников Русского духовенства, убитый 31
октября 1917 г. большевиками.
В 1922 г., помимо большого числа церковных
ценностей, изъятых на "Помгол" (прим.*- "Помощь
голодающим") из собора, в Екатерининский дворец-музей были переданы
и несколько наиболее ценных в художественном отношении икон, среди которых
был и образ Славы Богородицы Поля Веронезе.
Несмотря на то, что в 1930-е гг. Екатерининский собор
числился "памятником архитектуры государственного значения" (стоит,
например, отметить, что ещё 10 Июля 1937 г. Архитектурно-планировочный
отдел Ленсовета предписал Детскосельскому райисполкому произвести позолоту
глав собора, однако, спустя месяц отменил это предписание, сочтя затраты
на неё слишком высокими), на своём заседании 1 Июня 1938 г. президиум
Пушкинского райсовета возбудил перед президиумом Ленсовета ходатайство о
его закрытии и сносе «как не представляющего собой культурной ценности»...
Ходатайство было удовлетворено. По постановлению президиума Леноблисполкома от 11 июля 1938 г. Екатерининский собор был закрыт, а
спустя год - в июне 1939 г. - взорван.
По словам очевидца белой ночью 5 июня
1939 года "...внезапно раздался оглушительный взрыв.
Собор...приподнялся над землей, словно могучий русский
богатырь поднялся со своего насиженного места, увлекая облако пыли за
собой, и так же внезапно рухнул, как подкошенный, точно съехал на землю".
Как вспоминал спустя много лет
искусствовед Анатолий Михайлович Кучумов, входивший в комиссию по
ликвидации собора, "...иконы кололи топорами и сваливали в кучу. Старухи
плакали и выпрашивали их себе. Две иконы таким образом были спасены -
икона св. великомученика Пантелеимона и Казанской Богоматери - они
находятся сейчас в Гатчинском дворце... Расколотые иконы сжигали в
подвале, в кочегарке собора. Фундамент собора так и остался после взрыва -
крепка была постройка... В 1947 г. в пакгаузе восточной гавани на Шпрее я
с удивлением и радостью обнаружил... «Тайную вечерю» Федора Бруни. Эта
уникальная картина находится в запасниках Екатерининского дворца..."
(После закрытия собора большая часть находившихся в иконостасе икон была
передана в запасники Екатерининского дворца, где они находились вплоть до
начала Великой Отечественной войны. Эвакуировать их, за исключением особо
ценных, не успели, и они погибли в годы оккупации).
Решеткой с амвона
взорванного храма в настоящее время на Казанском кладбище обнесена могила
некоего инженера Нильсена, взрывавшего собор и погибшего спустя два месяца
после этого, во время очередного взрыва...
В 1960 г. на месте собора был установлен памятник В.
Ульянову (Ленину).
5 февраля 1995 г. рядом с местом, где находился
Екатерининский собор, был воздвигнут семиметровый деревянный памятный
крест во имя первомученика - Санкт-Петербургского священника Иоанна Кочурова. Он
открыто обличал матросов за их злодеяния, был ими жестоко избит и
скончался.
Так выглядел
центр Соборной площади с середины XIX века до 5 июня
1939 года |
|
Так выглядит Соборная площадь
сейчас. |
(прим.*- примечания редактора)
02.04.2003.
Николай Егоров
Председатель Правления НП "Петербургский Строительный Клуб"
(812) 107-0364
(812) 301-7928
karela@osis.ru
www.club.osis.ru
|