300 лет строительства Санкт-Петербурга



год 1915


"ИСТОЧНИК СВЯТОГО УЧЕНИЯ БУДДЫ, СОСТРАДАЮЩЕГО КО ВСЕМ"
(тибетск. - кип 1а ЬПхе шахаа 1ЬиЬ аЬап§ аат сппоа 'Ьуип§ Ьа'1 епак)
или Буддийский храм Калачакры Санкт-Петербурга.


"Зачем эта дорога, если она не ведет к Храму?..."

 

  В Санкт-Петербурге, в Старой Деревне (Приморский пр., 91), стоит высокое здание, которое немедленно привлекает внимание своими пропорциями и символикой. Все в нем поражает воображение своей необычностью: сама форма здания с мощными, Южный фасад храма. несколько наклоненными внутрь стенами, напоминающими неприступную крепость; загадочные восточные символы на фасаде; яркое, цветистое убранство интерьеров.

  Строгий монолит его северной стены вознесся над трехэтажным прямоугольным зданием, южный фасад которого украшен великолепным портиком с четырьмя гранитными колоннами. Гранитная облицовка, глазурованный кирпич и золоченые детали декора придают зданию своеобразный облик, в котором соединились суровая красота тибетской архитектуры и элегантность европейского стиля модерн начала XX века.

   Каким же образом оказался здесь, в Петербурге, буддийский храм, построенный в строгом соответствии с тибетским каноном?

   История складывалась так, что учение Будды распространялось в Бурятии, Туве и Калмыкии. В бурят-монгольских хрониках содержатся сведения о распространении буддизма в Забайкалье в XVII - начале XVIII в. В 1741 году правительством России был официально утвержден штат бурятских лам. Интересен тот факт, что русские императоры почитались в Забайкалье как воплощения Белой Тары, одного из самых милосердных божеств Буддийского пантеона.

Лама Агван Лобсан Доржиев (1853-1938)    В XIX веке традиционным связям с Тибетом начала препятствовать бюрократическая волокита со стороны китайских властей.

   Возобновлению полноценных контактов между Россией и Тибетом всю свою жизнь посвятил ученый, бурятский лама Агван Лобсан Доржиев (1853-1938). Этот человек сыграл чрезвычайно важную роль в истории Буддийской церкви в России. Он и добился в 1909 году принципиального согласия Императора Николая II на строительство Буддийского храма в Петербурге.

   В конце апреля 1909 года началось строительство храма.

   Работами руководил специально избранный строительный комитет, в который входили академики В.В. Радлов и С.Ф. Ольденбург, князь Э.Э. Ухтомский, востоковеды В.Л. Котвич, А.Д. Руднев, известный буддолог Ф.И. Щербатской, архитектор Г.В. Барановский, художники Н.К. Рерих и В.П. Шнейдер.

   Автором первоначального проекта был молодой (тогда еще студент) гражданский инженер Н.М. Березовский, чей замысел был использован и развит талантливым русским зодчим Г.В. Барановским, для которого он стал последней крупной работой. Вероятно, над проектом работал и лично Агван Доржиев, прекрасно знакомый с тибетской архитектурой.

   Стоимость постройки по предварительной оценке Доржиева не должна была превысить 90 тыс. рублей. Из них 50 тыс. обещал пожертвовать Далай-лама Тибета, 30 тыс. - Доржиев, еще 10 тыс. предполагалось собрать среди бурят и калмыков. Оценка Доржиева, однако, оказалась заниженной. В смете, утвержденной строительным комитетом 16 ноября 1909 года, приводилась значительно большая сумма - 151 694 рубля, но и она была фактически перекрыта.

   Работы велись силами местных каменщиков и отчасти рабочих из Костромской губернии, которые даже не знали, что строят.

   Строительными работами руководил сам архитектор Г.В. Барановский; ход их выполнения контролировал некто Вампилов - доверенное лицо Доржиева, проживавший с весны 1911 года в его доме. Следует отметить, что, несмотря на стремительные темпы, постройка храма в целом велась без должного порядка, хаотично. Сказывалось отсутствие опыта у ее организаторов. Так, нередко случались кражи материалов, денежные счета фирм-поставщиков не оплачивались в срок и т.д. Все это привело к серьезным трениям между архитектором и строительным комитетом. В конце 1911 года Барановский устранился от дальнейших работ, и завершил постройку храма архитектор Р.А. Берзен, приглашенный Доржиевым как автор проекта деревянного буддийского храма в Верхоленском уезде Иркутской губернии.

   Буддийская архитектура Забайкалья была подвержена влиянию монгольской и китайской традиции. Единственный храм в России, полностью соответствующий тибетскому канону, - это Санкт-Петербургский храм. Здание тибетского соборного храма (цокчэн - дуган) предназначено для ежедневных монастырских служб и это одновременно - храм-школа, где ламы собираются для занятий. Вход в храм традиционно обращен на юг. В южной части дугана находится главное помещение для собрания духовных лиц (большой зал молебствий), которое освещается через застекленный просвет, специально устроенный в перекрытии (световой фонарь). Над этим залом находится тех же размеров второй этаж, которого нет в тибетских дуганах.

   Северная часть дугана, гонкан, считается наиболее священной - здесь располагается алтарь с изваянием Большого Будды. Перед алтарем ставится трон главного ламы, а между колонн вдоль храма размещаются сидения для лам. Все элементы традиционной буддийской символики были изготовлены в Восточном Тибете и подарены Петроградскому храму в 1915 году.

Вид на статую Будды.    В архитектурном решении здания видны следы не только тибетской традиции. Восточные прототипы были существенным образом переосмыслены в духе европейской архитектуры и строительной техники. Европейским влиянием объясняется, например, устройство вестибюля, лестничных клеток в южной части храма. Климатические особенности Петербурга обусловили и применение системы центрального отопления. Северный модерн определил выбор материалов для отделки фасадов (разные сорта грубоколотого гранита, облицовочный кирпич, глазурованная плитка), что придавало зданию характерный петербургский облик. Модерн наложил отпечаток и на оформление интерьеров: обращают на себя внимание красивые цветные витражи плафона и ограждения светового проема с буддийскими символами, а также выложенный многоцветными плитками пол в главном зале.

   Невысокий шпиль, функционально эквивалентный куполу православной церкви, (высотой около 4 метров) из золоченой меди - ганчжира, что в переводе с санскрита означает "полный сокровищ", - напоминает по форме вазу с вытянутым горлом . Он традиционно устанавливается на кровле гонкана и при освящении храма наполняется священными текстами, откуда и происходит его название. Ганчжира Петроградского буддийского храма был демонтирован в ноябре 1939 года. На углах кровли установлены фигуры "победоносного знамени". Они имеют форму закрытых с обеих сторон цилиндров и при освящении храма также заполняются печатными молитвами. Колесо Учения, Лань Крыша портика была украшена золоченым изображением восьмирадиусного колеса Учения и стоящими по обе стороны от него ланями - символами первой проповеди Будды. Лани, самец и самка, означают существ обоего пола, которые внимают Учению с "чистым сердцем кротких ланей". Во фризе храма были установлены толи (золоченые диски, магические зеркала), призванные отпугивать злые силы.

   Строительство собственно здания храма было закончено к 1913 году и 21 февраля состоялась первая служба, посвященная 300-летию династии Романовых.

   Внутренняя отделка Храма продолжилась и после 1913 года. В художественном оформлении храма участвовали русские и бурятские специалисты. Среди последних следует назвать резчика по дереву Ринчина Занхатова, художника из Аги Осора Будаева, знатока тибетской культовой архитектуры Гылык-Чжамцо Цыбакова.

   Церемония торжественного освящения храма состоялась 10 августа 1915 года.

   Окончание постройки, совпавшее с началом регулярных богослужений в храме, имело большое культурное значение. В начале нашего века в европейской части России интерес к буддизму заметно возрос. Возможность контактов с живой традицией Гелугпа, которую представляли ламы Петербургского храма, и работы знаменитых ученых-востоковедов создали необходимую почву для распространения идей буддизма.

   В 1919 году в Петрограде состоялась Первая буддийская выставка. Однако в том же году храм подвергся варварскому разграблению. Похищены были практически все предметы, имевшие какую-либо ценность: медные, бронзовые и позолоченные статуэтки, серебряные жертвенные вазы и чашки, драпировки из китайской парчи, посуда и мебель, меха и материи. Погромщики разбили Большого Будду (в нем искали скрытые сокровища), варварски уничтожили храмовую библиотеку. Собранные Доржиевым архивные документы, освещавшие взаимоотношения России, Англии, Тибета и Китая за последние 30 лет, бесследно исчезли. Агвану Доржиеву пришлось применить всю свою волю и ум, чтобы реставрировать его, несмотря на экономические трудности революционного периода.

   В 1929 г. деятельность буддийской церкви Забайкалья была практически парализована новым антирелигиозным законом. В 1935 г. преследования буддийского духовенства начались и в Ленинграде. В 1937 г. в результате арестов и расстрелов буддийская община при храме перестала существовать. В ноябре 1937 г. восьмидесятипятилетний Агван Доржиев был арестован в Бурятии. Он скончался в январе 1938 г. в тюремной больнице города Улан-Удэ. В том же году Ленинградский буддийский храм был закрыт, и здание его стали занимать различные государственные учреждения.

   В годы войны в бывшем храме размещалась военная радиостанция. Одновременно она служила станцией наведения для советских самолетов. Как рассказывает ленинградский краевед Г. Ефремов, с помощью этой радиостанции поддерживалась связь города с Большой землей. В качестве антенны использовался металлический трос, один конец которого цепляли за трактор во дворе храма, а второй поднимали на воздушном шаре. Имеются сведения о том, что в подвалах здания в эти годы изготавливались гранаты. Впоследствии, вплоть до 1960 г., радиостанцию применяли как "глушилку".

   25 ноября 1968 г. здание было взято под государственную охрану "как памятник архитектуры местного значения". Это обстоятельство, однако, никак не повлияло на его судьбу. Перемены наметились лишь в начале 80-х гг., когда Ленгорисполком принял решение передать здание в аренду Музею истории религии и атеизма. Но музеем храм так и не стал (вернее, не успел стать).

   9 июля 1990 года решением исполкома Ленгорсовета храм был передан буддийской общине верующих. В настоящее время храму возвращено его историческое название, которое в переводе с тибетского означает "Источник святого Учения Будды, сострадающего ко всем".

   Общине храма предстоит огромная работа по воссозданию храма как евроазиатского центра буддийской религии и культуры.

 

   17.01.2002.

Николай Егоров

Председатель Правления НП "Петербургский Строительный Клуб"

(812) 107-0364 (812) 301-7928   karela@osis.ru www.club.osis.ru


Одной строкой:

Единственный храм Калачакры в России, полностью соответствующий тибетскому канону, - это Санкт-Петербургский храм.

 


Использованные материалы:

1. Статья А.И. Андреева "Буддийская святыня Петрограда" - www.datsan.spb.ru/rus/history/0.htm

2. Страница "Санкт-Петербургский храм Калачакры" - www.datsan.spb.ru

3. Сост. В.Г. Исаченко "Зодчие Санкт-Петербурга XIX - XX века", Санкт-Петербург, 1998, Лениздат.

 


Наша благодарность:

1. А.И. Андрееву.

2. Создателям страницы "Санкт-Петербургский храм Калачакры" - www.datsan.spb.ru

 


Где еще посмотреть?

1. Статья А.И. Андреева "Буддийская святыня Петрограда" - www.datsan.spb.ru/rus/history/0.htm

2. Адрес и реквизиты храма - www.datsan.spb.ru/rus/addr.htm

 


Управляющая строительная компания "Карела" НП "Петербургский Строительный Клуб" Сервер "Стройплощадка-Петербург" То место, где Вы сейчас находитесь

Редактор - Егоров Н.   Copyright © НП"Петербургский Строительный Клуб" 2001-2008 гг. 24 ноября 2008 г.
Использование текстовых материалов с сервера возможно только с письменного разрешения Редактора