300 лет строительства Санкт-Петербурга



год 1866


Храм Веры? Храм искусства?
или Греческая (посольская) церковь Санкт-Петербурга


Остановка в пустыне

 

Теперь так мало греков в Ленинграде,

что мы сломали Греческую церковь,

дабы построить на свободном месте

концертный зал. В такой архитектуре

есть что-то безнадежное. А впрочем,

концертный зал на тыщу с лишним мест

не так уж безнадежен: это - храм,

и храм искусства. Кто же виноват,

что мастерство вокальное дает

сбор больший, чем знамена веры?

Жаль только, что теперь издалека

мы будем видеть не нормальный купол,

а безобразно плоскую черту.

Но что до безобразия пропорций,

то человек зависит не от них,

а чаще от пропорций безобразья.

Прекрасно помню, как ее ломали.

Была весна, и я как раз тогда

ходил в одно татарское семейство,

неподалеку жившее. Смотрел

в окно и видел Греческую церковь.

Все началось с татарских разговоров;

а после в разговор вмешались звуки,

сливавшиеся с речью поначалу,

но вскоре - заглушившие ее.

В церковный садик въехал экскаватор

с подвешенной к стреле чугунной гирей.

И стены стали тихо поддаваться.

Смешно не поддаваться, если ты

стена, а пред тобою - разрушитель.

К тому же, экскаватор мог считать

ее предметом неодушевленным

и, до известной степени, подобным

себе. А в неодушевленном мире

не принято давать друг другу сдачи.

Потом - туда согнали самосвалы,

бульдозеры... И как-то в поздний час

сидел я на развалинах абсиды.

В провалах алтаря зияла ночь.

И я - сквозь эти дыры в алтаре -

смотрел на убегавшие трамваи,

на вереницу тусклых фонарей.

И то, чего вообще не встретишь в церкви,

теперь я видел через призму церкви.

 

Когда-нибудь, когда не станет нас,

точнее - после нас, на нашем месте

возникнет тоже что-нибудь такое,

чему любой, кто знал нас, ужаснется.

Но знавших нас не будет слишком много.

Вот так, по старой памяти, собаки

на прежнем месте задирают лапу.

Ограда снесена давным-давно,

но им, должно быть, грезится ограда.

Их грезы перечеркивают явь.

А может быть, земля хранит тот запах:

асфальту не осилить запах псины.

И что им этот безобразный дом!

Для них тут садик, говорят вам - садик.

А то, что очевидно для людей,

собакам совершенно безразлично.

Вот это и зовут: "собачья верность".

И если довелось мне говорить

всерьез об эстафете поколений,

то верю только в эту эстафету.

Вернее, в тех, кто ощущает запах.

Так мало нынче в Ленинграде греков,

да и вообще - вне Греции - их мало.

По крайней мере, мало для того,

чтоб сохранить сооруженья веры.

А верить в то, что мы сооружаем,

от них никто не требует. Одно,

должно быть, дело нацию крестить,

а крест нести - уже совсем другое.

У них одна обязанность была.

Они ее исполнить не сумели.

Непаханное поле заросло.

"Ты, сеятель, храни свою соху,

а мы решим, когда нам колоситься".

Они свою соху не сохранили.

Сегодня ночью я смотрю в окно

и думаю о том, куда зашли мы?

И от - чего мы больше далеки:

от православья или эллинизма?

К чему близки мы? Что там, впереди?

Не ждет ли нас теперь другая эра?

И если так, то в чем наш общий долг?

И что должны мы принести ей в жертву?

 

1966

Иосиф Бродский

   Журнал "Нива" (№ 48) в 1884 году писал: "Греческая церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского, построенная на Песках, между четвертою и пятою Рождественскими улицами, представляет собою в нашей столице один из изящных образцов византийского зодчества.

   Храм был заложен 25-гo мая 1861 г. по проекту профессора архитектуры Р.И. Кузьмина и строился на иждивение Д.Е. Бенардаки. Храм, в проектировании которого архитектор держался общего стиля церквей Греции и Афона, действительно составляет между церквями нашей столицы оригинальное исключение.

   Над крестообразною массою средины церкви, возвышается один пространный купол. Крестообразный план церкви маскируется на восточном фасаде двумя по сторонам пристройками: для дьякона и ризницы. К церкви пристроен узкий притвор, над которым поднимается плоский павильон небольшой колокольни, заканчивающейся фронтоном с крестом. Сорок окон сообщают обильный ровный cвет совершенно открытой внутренности храма, которую может всю обнять глаз зрителя от самого почти входа. Стены и средина храма покрыты сплошь блестящей орнаментацией: или на золотом и серебряном фоне, или серебряными и золотыми узорами на ярко-цветном грунте. Иконостас резной, из орехового дерева, состоит из двух ярусов и образа в нем написаны на золотом фоне масляными красками. Деревянные помосты амвона и апсид oгpaждены металлической балюстрадой, пол же средины храма, со входною апсидою, вымощен белым мрамором."

 Церковь святого великомученика Дмитрия Солунского. [1913 г.], ф. Булла.

   Греческая церковь (иногда называемая "посольской"), освященная во имя одного из самых почитаемых в Греции святых - Димитрия Солунского, была построена в 1866 году на Летней Конной площади на берегу (впоследствии засыпанного) Лиговского канала и являлась единственным в Санкт-Петербурге храмом, построенным для греков, проживавших в столице.

   Говорят, что денег, собранных проживающими в Петербурге греками, на строительство не хватило. Тогда крупный питерский виноторговец, поручик Димитриус Бенардаки построил храм в честь своего святого покровителя на собственные средства, а общинные деньги были переданы русской миссии для строительства церкви в Афинах.

   Иконы и утварь для храма были доставлены из Греции, в их числе имелось немало старинной работы. Богослужения совершались на греческом языке по богослужебной традиции, сохранявшейся в древних православных храмах Греции. Настоятель церкви архимандрит Неофит был известной личностью не только в столице, но и в Греции; он занимался переводами русской литературы на греческий язык. Церковным хором долгое время руководил знаток греческого распева композитор Брагин.

   Первыми прихожанами греческой церкви (как следует из справочного издания С. Шульца "Храмы Санкт-Петербурга") были постоянно проживающие в Петербурге деятели греческого освободительного движения, греческие эмигранты, купцы, торговцы, предприниматели.

   По данным председателя греческого общества, многие питерские греки - торговцы, хлебопеки, владельцы ресторанов - преуспевали во время НЭПа. Видимо они и составляли в то время общину греческой церкви. После революции богослужение в ней велось не только на греческом, но и на русском языке. В январе 1939 года церковь была закрыта и передана 2-му РЖУ Смольнинского района. В 1961 году ее снесли, и спустя несколько лет на освободившемся месте был построен концертный зал "Октябрьский".

Концертный зал «Октябрьский». 1967 г., фф. П. Федотов и Н. Науменков.

   Это событие получило широкую известность благодаря знаменитому стихотворению Иосифа Бродского "Остановка в пустыне".

   В 1962 году при раскопках фундамента был обнаружен гроб с мумифицированным телом. Основатель храма - Димитриус Бенардаки, он же - потомственный российский дворянин Димитрий Иванович, скончавшийся в 1870 году в Вистбадене, завещал похоронить его в Петербурге, а сердце отправить в Грецию, что и было выполнено.

23.01.2002.

Николай Егоров

Председатель Правления НП "Петербургский Строительный Клуб"

(812) 107-0364 (812) 301-7928   karela@osis.ru www.club.osis.ru


Одной строкой:

"...К чему близки мы? Что там, впереди?

    Не ждет ли нас теперь другая эра?..."

 


Использованные материалы:

1. Журнал "Нива" № 48, 1884 г.

2. Материалы статьи Елены Пудовкиной "Осколки Греции на берегах Невы".

3. Сборник "Иосиф Бродский", 1991г., Изд-во "Александра".

4. Центрального Государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.


Наша благодарность:

Центральному Государственному архиву кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.


Где еще посмотреть?

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n114/ta004.htm

 


Управляющая строительная компания "Карела" НП "Петербургский Строительный Клуб" Сервер "Стройплощадка-Петербург" То место, где Вы сейчас находитесь

Редактор - Егоров Н.   Copyright © НП"Петербургский Строительный Клуб" 2001-2008 гг. 24 ноября 2008 г.
Использование текстовых материалов с сервера возможно только с письменного разрешения Редактора