Свято место пусто не бывает...
Около Московских ворот расположена первая женская обитель
Санкт-Петербурга – Воскресенский Новодевичий монастырь. Первоначально он находился на
левом берегу Невы, там где сейчас Смольный собор. Раньше то место называлось Смоляной
двор, а рядом находился загородный дворец императрицы Елизаветы. Императрица Елизавета
Петровна пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, для чего передала свой
летний дворец, где 20 монахинь положили начало монашеской жизни. Закладка храма во имя
Воскресения Христова ознаменовала рождение Воскресенского Новодевичьего монастыря,
часто называемого Смольным, по месту расположения.
Екатерина II учредила при монастыре училище для воспитания девиц из дворянских
семей, которое впоследствии переросло в Смольный институт.
Постепенно монашеская жизнь угасла с кончиной последних монахинь.
Возобновлен монастырь при Императоре Николае I. Заботясь о духовной жизни столицы, государь
высочайше утвердил положение о строительстве обители.
Сначала для обители был выбран участок на Васильевском острове при Благовещенской церкви,
затем в 1848 году было решено перевести обитель в более уединенное место к Московским
триумфальным воротам.
Проект монастыря создал в 1848 году зодчий
Николай Ефимович Ефимов (1799 - 1851), который был
учеником основоположника русского стиля К.А. Тона. Это был
огромный комплекс с генеральным планом всего участка - с парком,
кладбищем, огородами и главным монастырским двусветным собором.
История устроения обители на новом месте, у Московской заставы,
началась в 1849 году с постройки на пустынном месте (по проекту
Н.Е. Ефимова) деревянной церкви. Не имея для этого достаточно
средств, игумения
Феофания упросила на лесном дворе купца И.Ф. Громова дать ей в долг необходимое
количество лесоматериалов, с тем, чтобы выплачивать деньги в продолжение года.
Получив лесоматериал, матушка заплатила за него, сколько могла, но значительную
сумму осталась должна. Церковь начала строиться 1 сентября 1849 года, а 10/22
октября она была уже освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. Прошло два месяца после освящения
новой церкви, а матушка все еще не имела возможности выплатить долг. Узнав об этом,
благочестивый купец подписал счета: "Всю сумму получил сполна, Громов",
пожертвовав таким образом монастырю задолженную сумму. Но на этом благодеянии не
остановились купец и его жена, время от времени они приносили пожертвования в
святую обитель и много содействовали в ее построении. Эта церковь просуществовала до 1929 года.
3/15 ноября 1849 г. произведена закладка каменного соборного храма
Воскресения Христова.
В 1854 г. в Неделю Всех святых переселились монахини с
Васильевского острова в каменный корпус.
Горизонтальные корпуса сестринских келий,
протянувшихся вдоль Московского тракта, прерывались двумя домовыми церквами с пятью малыми
главами и шатровыми колокольнями.
Церковь в южном крыле (на снимках она справа) была освящена во имя
присланной в монастырь со св. горы Афон (Ватопедской) иконы Божией Матери
"Отрада и Утешение". Автором иконастаса церкви,
стилизованном под XVII век, был придворный архитектор А.И. Штакеншнейдер,
иконы были написаны сестрами обители. Эта келейная церковь
прежде других была готова в воздвигнутом монастыре.
Освящение ее было совершено 27 июня 1854 года. Рядом с церковью находились митрополичьи покои,
поэтому церковь иногда называли Митрополичьей.
Церковь в северном крыле (на снимках слева, симметрично Ватопедской),
возвели при больнице и трапезной. В 1855 году ее освятили во имя
Трех Святителей. Значительную сумму на постройку церкви
пожертвовал некий раб Божий Василий. Немощный старик передал
весь свой капитал, прося употребить его на устройство церкви во
имя трех вселенских святителей: Василия Великого, Григория
Богослова и Иоанна Златоуста, празднуемых 30 января, в день его
Ангела. Успокоенный и утешенный разговором с игуменией, он
возвратился домой; в скором времени последовала его мирная
кончина. Прихожане и монахини любили этот храм из-за особо
почитаемой иконы Божией Матери
"Благоуханный Цвет", находившейся в алтаре.
Главный собор Новодевичьего монастыря был освящен 2 июля 1861 года.
Возведенный в центре монастыря в "русско-византийском стиле" собор был
освящен во имя Воскресения Христова и имел пять приделов: во имя святителя Николая
Чудотворца, Успения
Пресвятой Богородицы, Всех Святых, святого Архангела Михаила и святителя Григория Нисского
в крипте-усыпальнице. Пятиглавый собор был увенчан большим золотым куполом и четырьмя
малыми на высоких барабанах, прорезанных окнами.
Величественный Воскресенский собор поражал современников своим благолепием.
Автор проекта Н.Е. Ефимов умер в 1851 году, могила его сохранилась на Новодевичьем
кладбище. Заканчивал строительство архитектор Л.Л. Бонштедт (1822-1885) и гражданский инженер Н.А. Сычев (1816-1904).
До революции в церкви было несколько
бесценных икон – Воскресения Христова с частицами Живоносного Гроба Господня, Казанская Божия
Матерь – родовая святыня Ушаковых,
Нерукотворный Спас 16 века, которым Иван Грозный благословил своего сына Феодора.
При монастыре действовали различные мастерские: живописная,
рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная,
поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник - все
содержалось в образцовом порядке радением монахинь. Изделия
монастырских золотошвейных мастерских славились на всю Россию. В
новых домах расположились церковная ризница, трапезная,
больница, библиотека, архив, кельи, кладовые, людские службы.
В 1895 г. монастырь украсила стройная четырехъярусная колокольня с золоченым
куполом. Построена она в 1892 - 1895 гг. архитектором Л.Н. Бенуа (1856-1928) при
участии архитектора В.П. Цейдлера (1857-1914). За городом были устроены скиты.
8/21 июня 1908 г. по
проекту архитектора В.А. Косякова был заложен каменный храм во имя Казанской иконы Божией
Матери. Строительство закончили к 1912 году и приступили к
отделке. Окончательному его завершению помешала революция. В настоящее время он
является единственным действующим в Новодевичьем монастыре и освящен во имя
Казанской иконы Божией Матери. Величественный храм, задуманный в традициях
византийского и древнерусского зодчества, создает впечатление самобытности, и в
то же время, созвучен нашему времени. Знаток древних стилей, В.А. Косяков умело
использовал новые строительные и декоративные материалы в отделке: керамическую
плитку, майолику, литые рельефы "под резьбу по камню", черепицу на куполе.
Искусное сочетание богато декорированных элементов органично сливается с
росписями, явно навеянными фресками Ферапонтова монастыря.
В 1925 г. монастырь был упразднен, началась конфискация земель
и имущества.
Разграбили монастырский собор, изуродовали здания, взорвали колокольню.
Одно из самых живописных кладбищ Петербурга подверглось
надругательству. Сильно пострадал некрополь, где погребены
многие выдающиеся государственные, общественные и военные
деятели, поэты, композиторы, художники, литераторы, деятели
культуры и науки,
Это Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, К.И. Феофанов, М.А. Врубель,
А.Н. Майков, А. Я. Головин, Г.И. Невельской, С.П. Боткин, Д.О. Отт,
Я.К. Грот, М.И. Чигорин и многие другие.
В 1990 г. началось постепенное
возвращение монастырских святынь. Первым был передан храм Казанской иконы Божией Матери
с приделом в честь Державной иконы Божией Матери.
Рождественским постом 1996 г. с первыми насельницами началось возрождение монашеского подвига
в Воскресенском Новодевичьем монастыре.
Постепенно налаживается традиционная монастырская жизнь.
30.07.2003.
Николай Егоров
Председатель Правления НП "Петербургский Строительный Клуб"
(812) 107-0364
(812) 301-7928
karela@osis.ru
www.club.osis.ru
|