Строители Петербурга
Мэр Сизов
В основу очерка положены две статьи:
1. Дмитрия Бадаляна из журнала "Адреса
Петербурга" №7/19 2003 г.
2.
Статья из альманаха "Личности Петербурга" № 8
Председатель Ленгорисполкома Александр Александрович Сизов был
строителем от Бога.
Двадцать лет своей
жизни он строил Ленинград и шесть лет руководил городом. А вот коренным
ленинградцем Сизов не был: родился в провинциальном Архангельске. В строители
пошел по примеру отца. На войну уходил рядовым саперного батальона, вернулся
гвардейским капитаном. А ведь мог отсидеться в тылу, бронь ему полагалась, и
оправдание имелось - маленькая дочь.
Заслужив немало боевых
наград, имея десятилетний опыт строек на Печоре, на Волге, на Алтае, Сизов после
войны приехал в Ленинград. Здесь пришлось начинать работу начальником участка -
это был шаг назад в карьере, но молодой строитель был уверен в себе. И через
пятнадцать лет у него под началом трудились 60 тысяч человек - весь "Главленинградстрой".
В должности
руководителя главка Сизов заслужил репутацию въедливого начальника, который
вникает во все тонкости и мелочи. Рассказывают, что в багажнике служебной машины
Сизов всегда возил резиновые сапоги - чтобы иметь возможность в любой момент
завернуть на стройку, помесить ногами грязь и самому увидеть, как идут дела. Это
в городе знали все. Но никто даже не догадывался, что такой
дотошный и трудолюбивый человек, автор научных работ по современным методам
строительства долго обходился без высшего образования - не
было времени за партой сидеть. Сизов пошел учиться в ЛИСИ уже в такой высокой
должности, при которой диплом ему могли принести "на
тарелочке". А он не только сам усердно занимался, но и собрал в своем
"Главленинградстрое" целую команду специалистов-практиков, которые вместе с ним
заочно учились в Ленинградском инженерно-строительном институте. Судя по
воспоминаниям одного из преподавателей, доцента С.А. Вольфсона, большие
строительные начальники во главе с Сизовым учились, "как
все", и максимум, что могли себе позволить, это послать машину за экзаменатором,
чтобы сдавать экзамен прямо у себя в главке без отрыва от очередного
производственного совещания.
Сизов любил эксперименты. И
ему позволяли ставить опыты на стройке. На рубеже 1940-1950-х, когда Ленинград
только-только расстался с послевоенной разрухой, Александр Александрович стал
разрабатывать методы скоростного строительства. Тогда за 153 рабочих дня на
проспекте Стачек появились два жилых дома - № 56 и № 58. В этих домах применены сборные
конструкции стропил, ставшие теперь привычными, перегородки из гипсовых блоков с
опилками в качестве наполнителя, сухая штукатурка листами и цельные лестничные
марши.
В 1958 году, когда большинство ленинградцев мыкались по коммуналкам и
общагам, строительный трест под руководством Сизова всего за 5 месяцев возвел
возле завода "Баррикада" экспериментальный кирпичный дом на 48 квартир со
встроенной мебелью. Затем новый эксперимент - возле той же
"Баррикады" на Магнитогорской улице строится четырехэтажный дом. Строится
непривычным методом - сначала четвертый этаж, потом третий,
потом второй и только когда вся эта конструкция уже поднята вверх, тогда доходит
очередь до первого.
Несколько лет спустя по такой же схеме, именуемой
специалистами методом подъема этажей, у Володарского моста на правом берегу
Невы возводится пятиэтажный дом, а затем метод вошел в обычную практику. Другой
пример сизовского новаторства - сборка стеновых панелей без
сварки в Невском районе в 1963 году. Петлевые захваты и
замковые соединения обеспечили скорость, точность и качество монтажа. Вскоре
дома такого типа с индексом 1ЛГ-502 пошли в серию на Обуховском и Полюстровском
домостроительных комбинатах.
Александр Сизов стоял "у
колыбели" новых предприятий строительной индустрии - домостроительных комбинатов.
Первый в стране ДСК возник на базе завода сборного
железобетона треста № 19, где работал управляющим будущий
мэр Ленинграда. Только после того как
в Ленинграде организовали несколько подобных комбинатов, их стали создавать в
Москве и по всей стране. По тем временам технология ДСК оказалась удивительным
прорывом в строительстве. Две трети жилой площади в Ленинграде в
1960-е годы строилось силами пяти-шести ДСК. Их мощности за пять лет
увеличились вчетверо, а производительность выросла почти в два раза. Причина
- новая поточная организация плюс экономическая
заинтересованность строителей.
Еще один необычный
проект Сизова - здание 5-го автобусного парка в Дачном. В
1966 году над ним возвели без промежуточных опор 96-метровое волнообразное
перекрытие из железобетона. Эта стройка вошла в учебники. В тот же год Сизов
стал председателем Ленгорисполкома, а в следующем году в Ленинграде был принят
генеральный план развития на ближайшие 20 - 25 лет.
Ленинградский мэр понимал и признавал, что в послевоенное время, когда
возведение зданий окончательно превратилось из искусства в
индустрию, строительство подчинило себе архитектуру.
Исправить эту ситуацию
он пытался, в частности, введением должности главного художника города. Ключевой пост, созданный именно
при Сизове, первым занял прекрасный архитектор Василий Петров. Они вместе с Сизовым
сумели провести серьезные работы по оформлению и благоустройству Ленинграда без
ущерба для городского бюджета, за счет средств и производственных мощностей
предприятий. Архитектор С. Заварихин, известный своими популярными статьями,
отмечал: "Сильная городская власть позволяла осуществлять многие дела -
грандиозные праздничные композиции к знаменательным датам (это
оформление, тактичное и яркое одновременно, вошло в несколько монографий и
альбомов), оформление и подсветку Марсова поля, гирлянды над Невским проспектом,
уличные фонари, превращавшиеся на время праздников в высокие красные "свечи".
Основные магистрали города тогда приобретали особый колорит благодаря
газосветному оформлению. Невский проспект подсвечивался в гамме белых ночей, а
Московский - в золотисто-красной гамме. Последующим,
сменившим Сизова отцам города оформление улиц казалась уже понятием
третьестепенным, и многое из того, что при нем задумывалось, оказалось
отвергнуто как "сизовские штучки". Архитектор Заварихин комментировал: "Хотя вся
система власти и управления оставалась прежней, тонус благоустройства и
оформления города резко упал. Петрову стало работать все
труднее и труднее... Авторитарность личностная сменялась авторитарностью глобальной системы".
С именем Александра Сизова связано строительство Дворца спорта "Юбилейный",
Большого концертного зала "Октябрьский", Пулковского аэровокзального комплекса, ТЮЗа им. Брянцева,
капитальная реконструкция Мариинского
театра, разворот работ по восстановлению водоподводящей системы фонтанов
Петродворца, реставрация Павловского дворцово-паркового комплекса, начало
строительства первых городских сооружений на острове Белом.
Он не только наращивал объемы строительства жилья в городе,
но и смело осуществлял переход на новые и новые серии жилых домов. Его усилиями внедрялся
блок-секционный метод домостроения, квартальная застройка жилых массивов, создана соответствующая
масштабам жилищного строительства организационная структура управления строительным комплексом города.
Александр Александрович был бессменным
руководителем Всемирной федерации породненных городов, одним из инициаторов ее
создания.
В послевоенной жизни у
Апександра Сизова было инфарктов больше, чем ранений на войне, и он умер, не
дожив до пенсионного возраста. Через два года после его смерти в новостройках
возле озера Долгое именем Сизова был назван проспект.
|
По воспоминаниям Александра Владимировича Жука -
народного архитектора СССР,
профессора, лауреата Государственной премии,
действительного члена Академии Художеств РФ.
|
|
В темное, сырое ноябрьское утро, в начале
пятидесятых годов я, начинающий архитектор приехал на "авторский надзор" на
одну из построек куда-то на Охту. Небольшой жилой дом был вчерне готов, и
прораб готовился к выполнению отделочных работ. Мы обсуждали с прорабом
привезенные мною шаблоны комнатных карнизов и образцы потолочных розеток. Во
время беседы вошел высокий худой человек, в кожаном пальто, с волевым лицом,
на котором выделялся внушительный подбородок. По поведению прораба было
понятно, что это приехал его начальник. Прораб стал показывать ему шаблоны и
докладывать какую бригаду, куда он намерен поставить. "Эти шаблоны можешь
выбросить! Никаких карнизов и розеток! Ни метра мокрой штукатурки! На
потолки будем на шлепках примораживать плиты регипса (так иногда называли
только что освоенные гипсо-мраморным заводом листы сухой штукатурки). На швы
между регипсом набъем штапики. И предупреждаю, никакой штукатурки ни на
потолках, ни на стенах!" "А как же это?" - прораб растерянно кивнул в
сторону лежащих шаблонов. "А Вы кто такой?" - спросил он меня. Я
представился. Не дав мне произнести ни одного слова и выразить решительный
протест против недопустимого вмешательства в требования автора, он стал
решительно мне выговаривать: "И Вам не стыдно? На дворе уже началась вторая
половина XX века. О чем вы там в своем ЛенПроекте думаете? Где новые
предложения? Надо решительно искать новые современные методы строительства!"
Между нами возник спор, мы схватились в поединке, высказывая, друг другу
свою аргументацию. Я доказывал, что раньше, чем требовать современные
способы надо наладить промышленный выпуск деталей и материалов высокого
качества, а не эту дрянь, которая ни куда не годна! "Да! - продолжил он, не
обращая никакого внимания на мое горячее доказательство, - Столярку не
красить! Будем ее обжигать паяльными лампами и под лак, и никаких
дебатов!!!" Видя растерянность прораба, он добавил: "Всю ответственность
беру на себя. Так и скажи каждому. Так распорядился главный инженер УНР -
Александр Александрович Сизов! - Вам в город? - спросил он меня, - Если
по пути могу подвезти…" Из его затеи так ничего и не вышло. Плиты регипса
отваливались, штапики крепились вкривь и вкось, несколько мест установленной
столярки сожгли, и все пришлось переделывать по старинке… С тех первых
встреч я долгие годы с Александром Александровичем не виделся. И вдруг,
нежданно-негаданно, следующая встреча произошла в самолете. Делегация
Ленинградских архитекторов летела в Новосибирск на какую-то конференцию.
Рядом со мной сидел Сизов. Мы тепло встретились, вспоминая тот злосчастный
дом. Теперь он руководил одним из строительных трестов. Во время долгого
пути он рассказывал, в каких странах успел побывать, что видел и как там
строят. Однажды в шестидесятые годы архитекторов Сперанского, Гольдгора и
меня срочно вызвали в исполком к Сизову - теперь председателю
Ленгорисполкома. По пути к нему мы терялись в догадках. Каждый из нас ждал
очередной головомойки. Но ничего подобного не было. Он попросил секретаря
никого с ним не соединять и никого не впускать. Усадив нас, завел долгую и
дружескую беседу. Объясняя нам, как он хотел бы увидеть в наших проектах
новую современную архитектуру, которая была бы достойна петербургских
ансамблей, его архитектуры и памятников. В его словах чувствовалась особо
трепетная любовь к архитектуре Ленинграда. Эта товарищеская неспешная беседа
длилась несколько часов и завершилась в голубом овальном кабинете добрым
коньяком. Мои последние, частые контакты с Александром Александровичем
происходили во время строительства Большого Концертного Зала и Дома Приемов
правительственных делегаций (резиденция "К-2") на Каменном острове. Эти
постройки должны были быть полностью закончены, отлажены и меблированы к
3-ему ноября 1967 года. В БКЗ должно было проводиться торжественное
заседание политбюро ЦК КПСС во главе с самим Брежневым, посвященное 50-й
годовщине Великой Октябрьской революции. Сизов нервничал, часто проводил в
своем кабинете оперативки, строго следя за ходом работ, которые то и дело по
разным причинам задерживались. Однажды, когда строительство уже шло к
завершению, после очередного совещания Александр Александрович объявил, что
такого-то числа всем надлежит собраться на строительстве "К-2". В точно
назначенное время Александр Александрович прибыл. Кроме меня никого. Он
нервно поглядывал на часы. Никого... и он уехал. Приехав к себе в кабинет,
он там застал всех созванных. Видимо они не расслышали об адресе и по
привычке собрались у него в исполкоме. Его гневу не было границ. Досталось
всем и мне в том числе, кто-то объяснил задержку работ по тому проекту, тем,
что поздно пришла документация. Он обрушился на меня, назвав бездарью,
"способного лишь украшать мраморную лестницу золотыми прожилками" (так он
назвал бронзовые вкладыши на стыке подступенка и проступи). Его энергия и
постоянная забота сделали свое дело и оба объекта были завершены в
назначенный срок. Я помню, как при осмотре готовых сооружений он нашел меня,
долго тряс руку и выразил уверенность, что я понимаю, чем было вызвано -
"бездарь…" Я часто вспоминаю годы тесного общения с Александром
Александровичем и теперь, по прошествии многих лет его имя все так же, как и
тогда вызывают во мне чувство глубокого уважения и большой симпатии. За
внешним проявлением жесткости, требовательности и строгости, его душа всегда
светилась добротой и любовью к людям... |
|
По воспоминаниям дочери, Галины Александровны Сизовой
30.03.2000
|
|
Родился Александр Александрович в 1913 году в Архангельске; там же в 1932 году окончил
строительный техникум и был направлен руководителем стройки в далекую Коми АССР, на север
реки Печоры. Сначала даже стеснялся своей молодости. Здесь же встретил свою судьбу - Тамару,
которую занес в эти края по распределению ветер романтики… Потом были стройки в Архангельске.
Перед войной - строительство Горьковского промышленного гиганта. Весной 1942 направлен
в Сибирь, в Барнаул - нужно экстренно отстраивать заводы, эвакуированные
с оккупированных территорий. У строителей - бронь. Но он в 42-ом добровольцем уходит
на войну, оставив в Барнауле жену с шестимесячной дочерью. Ей первой он доверил
тайну - решение идти защищать Родину. А там, на фронте, в недолгие минуты затишья
он в землянке сочинял и рисовал для нее книжечки. (ведь тогда ни книжек, ни
игрушек не было вообще). В них он рассказывал дочурке, что воюет за родную землю,
в них он мечтал о мирной жизни и о том, как будут строиться новые дома и города.
Сапер ошибается однажды. К счастью он не ошибся, остался жив и построил много
нового и по-новому. В 1946-ом он вернулся с фронта, в Ленинград. Первая стройка:
линия электропередач Энсо-Ленинград. Суровая зима. Городу нужны свет, тепло.
Ее сооружение оказалось не легче, чем быть на линии фронта.
А потом начальник УНР (1946г), главный инженер стройтрестов: №1 - 1950; №3 - 1953;
управляющий строительным трестом №19 (1955); главный инженер, начальник
Главленинградстроя (1960). В стране открывается железный занавес.
В 1956-ом первая командировка за границу. Он взахлеб рассказывал
об увиденном. И сколько нового после этого было внедрено на стройках
нашего города - не перечесть. В 1960-ом заочно окончил Ленинградский
строительный институт. Учеба была сложной. За спиной стройтрест.
Бывало, сев выполнять задание утром в воскресенье, не прикорнув, в понедельник отправлялся
на работу. Правда, на спецпредметах ученики становились учителями, делясь новыми методами
на стройках. Диплом - расчет строительства дома методом подъема этажей. Впервые в стране
под его руководством возводится такой дом. После окончания как-то сказал, что стало легче,
обоснованнее придумывать новое. Ежегодно "сверху" спускались планы; каждый год больше,
чем в предыдущий. Обычно приходит грустный - не выполнить. А дальше работа фантазии,
ума - и обязательно придумывает что-то новое, необычное в строительной индустрии.
Конец года - и удовлетворенное: план выполнен. Он считал, что главный человек на
Земле - это строитель. И часто говаривал: в богословии все начиналось с Иосифа-плотника,
город начинают воздвигать строители, Ленинград начинается с Невского,
а Невский - с Главленинградстроя. В 1966 году ему присваивают звание Героя
социалистического труда. С этого же года - Председатель Ленгорисполкома,
глава любимого города.
Он относился к любому делу так, чтобы можно было сказать: "Не зря на свете Ваш батька живет".
И оставил о себе добрую память и глубокий след в делах и в памяти людей. |
10.10.2003.
Составил Николай Егоров
Председатель Правления НП "Петербургский Строительный Клуб"
(812) 107-0364
(812) 301-7928
club@osis.ru
www.club.osis.ru
Одной строкой: |
|
К 90-летию со дня рождения
|
Использованные
материалы: |
|
1. Очерк из журнала "Адреса
Петербурга" №7/19 2003 г.
2. Очерк из альманаха "Личности
Петербурга" № 8
|
Наша благодарность:
|
|
1. Автору статьи - Дмитрию Бадаляну.
2. Автору статьи - из альманаха "Личности Петербурга" № 8
|
|